Оценка точности счисления пути

Точность счисления пути определя­ется рядом факторов, проявляющих­ся через следующие виды погрешно­стей:

математической модели счислении, возникающих за счет нестрогости ре­шаемых уравнений счисления пути (неточного учета формы Земли, не- горизонтальности вектора воздушной скорости н т. д );

татчнков навигационной информа­ции, используемых для счисления и установки исходных данных;

переноса счисленного МС на по­летную карту (погрешности проклад­ки), осуществляемого вручную или автоматически

Характерная особенность погреш­ностей счисления пути — возрастание их во времени, что вызнано интегри­рованием составляющих нектора №.

Неавтоматическое счисление пути. Навигатор определяет МС проклад­кой на карте (или путем аналитиче­ского расчета ЛБУ н пройденною расстояния) по известным путевой скорости н путевому углу. СКП опре- нления продольной. V it боковой г координат:

image69

+ (0.47^ W)’1 S; (8.14)

+0а т(0,47ft.. №)*.S. (8.15) рз рпр

где S — расстояние, пройденное от последней точки коррекции коорди­нат; № — путевая скорость ky —

коэффициент пространственной

изменчивости ветра; № — от

нам

носитсльная погрешность измерения путевой скорости, о,. ,п —СКП

V ныл

расчета и выдерживания курса соот­ветственно; <т„ —СКП нзмере-

“изм

нив угла сноса; гір —СКП опреде­ления заданного путевого угла; (То — СКП прокладки углоп на ппр

карте (оЙ =0,8°, при аналнтиче-

Рпр

ском расчете координат не учитыва­ется)

Бели пренебречь влиянием прост ранственной изменчивости ветра, то формулы (8.14) и (8 15) примут вид:

°sc,,= *C4S 5 • azr4 — kc4zS, (8.16)

где ftc4j). ftC4r—соответственно ко­эффициенты точности счисления пути по продольной и боковой координа­там.

Средняя квадратическая радиаль пая погрешность счисления пути в этом случае

"Гсч 1 °*сч 1 °*сч =*C“S:

kc4 r^ + ftce. (8.17)

Если известен только коэффициент ftcч и необходимо оценить коэффици­енты точности счисления по боковой и продольной координатам, то в предположении кругового распределе­ния счисленного ЛІС

^гчг “ *14, = ft(.4/’l//2~

0,71ftC4 (8.18)

При автоматизированном счисле­нии пути в НК точность счисления зависит от его режима При курсо-

image70Подпись: <т£ as , Пк Рл воздушном счислении пути кТиффИНИ енты точности счисления:

image71

(¥) ^(¥):

(Ь. 19)

*ечг | n* V + apK+

’05(~^~)’ 1*-20) где a.. /V— относительная СКП ия-

‘ ИЯМ

мерения воздушной скорости; ov

н нс

инструментальная погрешность нанн гационного вычислителя, приведенная к скорости; Оу —СКП измерения кур са. рад; о^н — СКП установки путе­ного угла, рад; — радиальная

уст

СКП установки ветра.

При курсодоплеровском счисле­нии:

(8.21)

кгч, | + о*

(8.22)

где a. v, а„ —средняя квадра — мам “нам

тпческая погрешность измерения пу­тевой скорости и угла сноса с по­мощью ДИСС соответственно.

Погрешности счисления пути с по иощью инерциальных навигационных систем вызнаны неточностью выстав­ки гироплатформы в плоскости гори — юнга и в азимуте, инструментальны­ми погрешностями акселерометров, собственным уходом гироплатформы. Особенность погрешностей счислении пути с помощью ИНС — наличие н її її х периодических составляющих. Но
поскольку в целом погрешности счис­ления носят возрастающий характер, они также могут быть описаны соот­ношениями типа (8.18).

Инструментальные погрешности вычислителей аналогового типа имеют порядок о,. /V=0.15-10 5 для

ИНГ

НВУ-БЗ и ay /Р=0.03 для НЛС-1.

II нс

Для аналоговых вычислителей также характерно наличие погрешностей счисленных координат за счет иерехо — та к новому участку.13П (н новую систему ЧО-координат). Соответству­ющие СКП oz = 0.75 км (НВУ-БЗ) и

Таблица 8.2. Погрешности средств навигации и УВД

Вил РИС

Средние квадратиче­ские погрешности измерения

°1)

°п

Трассовая РЛС «Скала»

1,0

0.7

Аэродромная РЛС ДРЛ-7С

Автоматические

радиопеленга­

торы:

0,7.. 2,2

1 .5

АРП-75

1.0

АРП-6,

АРП-7С

3.0

Бортовые РЛС

0,5…5,0

2.0

РСБН-2,

РСБН-4

0.1

0,125

РСБН-МВЛ

0.3

0.6

_____

VOR/DME

0,1

2,5

_____

DVOR/DME

0,1

0.3

TACAN Автоматиче­ские радиоком­пасы:

0.1

1.0

АРК-5,

АРК-9.

ЛРК-У2

3.0

АРК-11. АРК-22

2.5

АРК-15

2.0

Примечай

е. По данным.

пол> —

ченным в экспериментальных полетах РСБН обеспечивает практическую точ­ность Оп-О. К. 00-0.9 км.

Таблица 8.3. Погрешности намерения курса

СКП

Курсовой прибор (курсовая система)

Измерения курса. °

Соб- ственио — то ухо­да/ °/ч

КИ-ІЗ (с учетом

2.5

_

погрешности счи­тывания )

гик-1

0.75

ГПК-52

1.5

КС-8:

по УШ

0.75

1.0

по НКП-4 и

1.0

ИКУ-14

ГМК-1

0,75

1.25

ТКС П но УШ-3

0.75

0.25

(стрелка К) ТКС-П2

0.5

0.25

а =1.5 км (НАС-1

. Такие же значе-

ния погрешностей и по координате s.

Инструментальными погрешностя­ми цифровых навигационных вычис-

I а б л и ц. а 8.5. Погрешности
измерения путевой скорости
и угла сноса

Навигационное

средство

гх

S

3

6*

ef

с

х

и

дисс-з

ДИСС-013:

0.0035

0.25

по импульсно­му входу

0.00125

0.13

по аналогово­му входу

0.002

0.17

Бортовая РЛС «Г роза»

1.5

лнтелей можно пренебречь. Данные для расчетов по приведенным форм лам представлены в табл. 8.3—8.6.

Если оценивается точность счисле ния пути по маршруту, имеющему не­сколько Участков (ЛЗП имеет изло­мы). то СКРГТ

image72

Таблица 8.4. Погрешности измерения высоты и воздушной скорости

Датчик

Измеряемый

параметр

СКП изме­рения*

ВМ-15

Барометри-

22 (ннст-

ческая

румеи-

высота, м

тальная) 20 (аэро­динамиче­ская)

РВ 5

Истинная высота, м:

о<//< 10

0.4

10< //< 750

0,04 Я

РВ 25

Истинная высота, м:

Н< 2000

14

2000<Н<

12.5 +

<25 000

+0,75 Н

Воздушная

0.71′ +

скорость,

км/ч

+0.05 Н2

• При расчете Н берегся в километ­рах. a t я сотнях кнлометроь в час.

где п — число участков; о —С. КРП

ri

счисления пути на i-м участке.

Таблица 8.6. Коэффициенты

ТОЧНОСТИ СЧНСЛеНИЯ пути kev

Тип ВС

Режим

‘ счисления

Коэффициент

ТОЧНОСТИ

счислении

Ил-86

Курсо-доп­

леровский

0.00S

Як-42

То же

0.011

Ил-62

»

0,014

Tv-154

»

0.014

Tv-134

»

0.022

Ли-24

Неавтома­

тизирован­

ный

0.054

Як-40

0.054

Ан-2 и вертолеты

0.1

Подпись: (8.23)Подпись: . + °нПодпись: (8.24)